Контрактная система в госзакупках требует оптимизации и разработки стандарта

Коллегия Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой разглядела результаты мониторинга развития системы муниципальных и корпоративных закупок в Русской Федерации за 2017 год.

С докладом выступил аудитор Максим Рохмистров.

Функционирование системы муниципальных закупок (44-ФЗ)

В 2017 г. в согласовании с 44-ФЗ объем закупок, размещенных в открытой части единой информационной системы в сфере закупок, составил 7,1 трлн руб. Это на 11,4% выше уровня 2016 г. Экономия экономных средств по итогам воплощения закупок в рамках 44-ФЗ составила 6,7% (9,9% в 2016 г.), среднее количество заявок участников - 2,97 заявки на 1 лот.

Длится рост объема закупок у субъектов малого предпринимательства и социально нацеленных некоммерческих организаций (объявлено более 1,1 млн закупок на 2,5 трлн руб., прирост составляет 30,5% к уровню 2016 г.). Значимый прирост объема закупок у СМП и СОНО по сопоставлению с 2016 г. произошел в главном за счет роста объема закупок, в каких такие организации были привлечены в качестве субподрядчиков, соисполнителей, а не за счет прямых закупок.

Наметилась тенденция понижения толики закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (с 20,1% до 18,8%). Совместно с тем, с учетом несостоявшихся закупок толика закупок у единственного поставщика высока - 59,4%.
Мониторинг Счетной палаты выявил сложность правового обеспечения контрактной системы в сфере закупок. С момента принятия 44-ФЗ в него было внесено 48 конфигураций, также принято более 100 подзаконных актов. На практике это затрудняет правоприменение законодательства о контрактной системе. «Законодательством о контрактной системе в сфере закупок на каждом шаге воплощения закупки предвидено формирование заказчиком значимого количества документов, что на практике приводит к дополнительным трудовым и вещественным затратам не только лишь заказчиков, да и участников закупки», - отметил Максим Рохмистров.

Анализ подзаконных актов показал, что в ряде всевозможных случаев по одному вопросу принимается несколько подзаконных актов. К примеру, по нормированию и планированию закупок принято 6 актов Правительства Русской Федерации, при всем этом ряд их положений дублируют друг дружку (в части определения цен закупаемых принтеров, тс, мебели и ряда других продуктов).

Счетная палата считает нужным провести анализ законодательства о контрактной системе в сфере закупок и сформировать план мероприятий в целях оптимизации законодательства в части нормирования и планирования закупок и минимизации документов, создаваемых заказчиками при осуществлении закупок.

Установлены недочеты контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок представляет собой многоуровневую систему. Так, на федеральном уровне контроль в сфере закупок осуществляется ФАС Рф и Федеральным казначейством, также их территориальными органами. На региональном и городском уровне может быть сотворен как самостоятельный контрольный орган в сфере закупок, так и контрольные функции могут быть частью других возможностей органов власти.

Установленный срок вербования к ответственности за нарушения в сфере закупок (1 год с момента совершения) позволяет заказчикам избегать ответственности за нарушения, связанные с неразмещением либо нарушением сроков размещения инфы в ЕИС. Такие нарушения не являются предметом жалоб участников закупок на деяния (бездействие) заказчиков и могут быть выявлены в рамках планового контроля, который не может быть реализован в отношении всех заказчиков и не позволяет привлечь их к ответственности в связи с истечением сроков давности.

В связи с выявленными недостатками Счетная палата предлагает создать эталон воплощения контроля в сфере закупок и советовать его внедрение на региональном и городском уровнях, по мере надобности приготовить предложения по внесению конфигураций в Федеральный закон № 44-ФЗ. Также - внести конфигурации в часть 1 статьи 4.5 Кодекса Русской Федерации об административных правонарушениях в части роста срока давности вербования к ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок.

Не считая того, имеющееся разграничение возможностей федеральных контрольных органов в сфере закупок, когда ФАС Рф производит контроль на шаге проведения процедур закупок, а Федеральное казначейство при планировании закупок и выполнении договоров, не позволяют узреть целостную картину нарушений в сфере закупок.

Счетная палата предлагает создать открытый для юзеров функционал ЕИС, позволяющий в автоматическом режиме структурировать и классифицировать нарушения, выявляемые органами контроля в сфере закупок. Также сделать в ЕИС открытый функционал автоматического анализа и контроля, позволяющий выявлять и предупреждать процедурные нарушения в сфере закупок, также выстроить в ЕИС подсистему фиксации последовательности шагов работы заказчиков, обеспечив при всем этом блокировку их нерадивых действий.

По итогам 2017 г. Счетной палатой выявлено 2 178 нарушений при осуществлении муниципальных закупок в рамках 44-ФЗ (включая открытые сведения, информацию ограниченного доступа и сведения, составляющие муниципальную тайну) на общую сумму 104,6 миллиардов руб. В 2016 г. было выявлено 823 нарушения законодательства в сфере закупок на общую сумму более 48,8 миллиардов руб. Рост количества выявленных нарушений связан с окончанием формирования методической базы по проведению аудита в сфере закупок, повышением количества контрольных мероприятий и объектов контроля, также с повышением открытости инфы, размещаемой в единой информационной системе в сфере закупок.

К более обычным нарушениям законодательства в сфере закупок можно отнести нарушения при приемке и оплате поставленных продуктов (работ, услуг), не соответственных условиям договоров; нарушения при обосновании и определении исходной (наибольшей) цены договора, цены договора, заключаемого с единственным поставщиком; неприменение мер ответственности по договору; внесение конфигураций в договор с нарушением требований, установленных законодательством.

Контрольно-счетными органами регионов за тот же период выявлено более 34 тыс. разных нарушений в сфере закупок на общую сумму более 35 миллиардов руб.

Развитие системы корпоративных закупок (223-ФЗ)
Объем объявленных закупок, осуществленных в согласовании с 223-ФЗ, в 2017 г. составил 27 трлн руб. Это на 5,1% выше уровня 2016 г.

По итогам 2017 г. система закупок отдельных видов юридических лиц характеризуется малозначительным уменьшением толики закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (31%) при одновременном увеличении толики иных закупок (65,4%), также сохранением малозначительной толики открытых процедур конкурса и аукциона (3,6%). В итоге основной объем закупок (96,4%) в рамках 223-ФЗ осуществляется иными методами и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), что тянет малый уровень конкуренции (среднее количество заявок на 1 лот – 1,75 заявки) и эффективности воплощения закупок (относительная экономия – 1,32%).

По итогам 2017 г. Счетной палатой выявлено 139 нарушений на общую сумму 13,8 миллиардов руб. при осуществлении закупок в согласовании с 223-ФЗ, выраженных, в большей степени, в несоблюдении заказчиками требований утвержденных ими положений о закупке.

Контрольно-счетными органами регионов выявлено нарушений при осуществлении корпоративных закупок на общую сумму около 3 миллиардов руб.

«Результаты экспертно-аналитического мероприятия проявили, что положительных конфигураций в развитии системы корпоративных закупок не происходит, не устранены недочеты и опасности, которые отмечались Счетной палатой по итогам 2016 г.», - заявил Максим Рохмистров.

Счетная палата предлагает внести в статью 3 223-ФЗ конфигурации, предусматривающие обязанность заказчика устанавливать в положении о закупке: исчерпающий список оснований для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем); порядок обоснования исходных (наибольших) цен договоров; запрет на конфликт интересов закупочной комиссии заказчика и участников закупок.

Люстра светодиодная Twister 10238/4 с пультом ДУ, 13 м², регулируемый белый свет

Люстра светодиодная Twister 10238/4 — это красивый источник освещения, выполненный в дизайнерском стиле. Модель будет органично смотреться в помещении с современным интерьером — в гостиной, спальне, в холле, столовой. Устройство испускает мягкое и насыщенное свечение. Значение яркости светового потока составляет 3900 лм. Для переключения рабочих режимов предусмотрен пульт ДУ.

Благодаря использованию светодиодов устройство отличается высочайшим уровнем энергоэффективности, долговечен и неопасен. Интегрированные источники света не перегорают, как обыденные лампочки, и не требуют подмены.

Характеристики люстры